|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уважаемые друзья! Я рад приветствовать Вас на страницах своего персонального сайта в сети Интернет. Надеюсь, что на страницах этого ресурса Вы сможете найти информацию о Госсовете Республики Татарстан и обо мне. С уважением, Фарид Мухаметшин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Публикации в прессе, выступленияМухаметшин: потенциал Конституции РТ очень высок, он отвечает на многие вызовыCайт ИА «Татар-информ» 6 ноября 2020 года Татарстан сегодня отмечает День Конституции РТ. О том, как создавался Основной закон республики и насколько он отвечает современным запросам общества, журналистам рассказал Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.– Фарид Хайруллович, 30 лет назад, осенью 1990 года, Верховный Совет ТАССР образовал Конституционную комиссию, в ее состав вошли политики, депутаты, юристы. Как создавалась первая на постсоветском пространстве Конституция Татарстана? – Уже 12 июня 1990 года первым съездом депутатов Верховного Совета РСФСР была принята Декларация о суверенитете России. Процесс децентрализации проходил во многих союзных республиках. Татарстан с августа 1990 года начал работу по подготовке своей Конституции. Основой для этого стала принятая Декларация о государственном суверенитете Татарстана. Принятию Конституции РТ предшествовала серьезная подготовительная работа в Верховном Совете ТАССР, который состоял из 250 депутатов. Уровень дискуссий в татарстанском обществе был очень высок. В Верховном Совете ТАССР была создана Конституционная комиссия, которую возглавил его председатель Минтимер Шаймиев. В ее состав вошли народные депутаты, политологи и юристы: Геннадий Баранов, Иван Грачёв, Борис Железнов, Мирфатых Закиев, Дамир Зарипов, Василий Лихачёв, Александр Лозовой, Альберт Салабаев, Фильзя Хамидуллин, Ренат Харисов, Шакир Ягудин, Фандас Сафиуллин и другие – всего 39 человек. Основной закон – это плод труда большого количества ученых-правоведов, пример высокого уровня научной подготовки, которую продемонстрировали авторы документа. По поводу Конституции РТ шли очень серьезные дискуссии. Порой сама комиссия не могла прийти к единому мнению, нам даже приходилось создавать отдельные согласительные комиссии, в которые входили представители депутатских объединений. Всех беспокоил вопрос, не планирует ли Татарстан выйти из состава России. Мы были вынуждены провести специальное заседание Президиума Верховного Совета ТАССР, где твердо заявили о своей позиции. О том, что мы находимся в составе России, но хотим повысить самостоятельность, ответственность и разграничить полномочия. Это решение Президиума было направлено и в федеральный центр, откуда к нам поступало немало вопросов. Наша цель в те годы – в мобилизации всего экономического потенциала Татарстана, с другой стороны – в разгрузке федерального центра от несвойственных полномочий, ведь тогда команды из центра шли до сельсоветов в деревнях. Работа над созданием Конституции говорила о том, что власть республики созрела для того, чтобы взять на себя ответственность за будущее народа, и мы намерены это закрепить в Основном законе Татарстана. – Учитывался ли опыт зарубежных стран при разработке главного документа Татарстана? – Безусловно. Мы изучали аналогичные документы передовых демократических государств, в которых провозглашен приоритет прав и свобод человека и гражданина. Это записано и в нашей Конституции. В её преамбуле также говорится о сохранении и развитии исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечении гражданского мира и межнационального согласия. Фактически были конституционно закреплены фундаментальные приоритетные положения: укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы государственности, обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности составляющим многонациональный народ республики, а также необходимости всестороннего развития татарского народа. Кстати, текст нашей Конституции прошел и международный анализ. К нам приезжали эксперты из Германии, Финляндии, Швейцарии… Мы обсуждали проект Конституции РТ и с жителями, много ездили по республике, встречались с трудовыми коллективами, разъясняли суть Основного документа Татарстана. Мы смогли объяснить, что не пытаемся выделить какую-либо отдельную группу, а хотим сохранить тот образ жизни, который сложился в нашей республике веками. Нашей целью было показать, что Конституция принимается для всего многонационального народа Татарстана. Когда шло голосование по Конституции РТ, мы работали под большим нажимом: Верховный Совет РТ был окружен людьми, которые стояли вокруг здания. На площади Свободы были пикетчики, заседание транслировалось по всему Татарстану. Мы чувствовали большую ответственность, и когда Конституция получила поддержку, мы все вздохнули с облегчением. В то же время мы понимали, что впереди большая работа по принятию законов в развитие норм Конституции Татарстана. Основной закон стал правовым фундаментом в развитии Татарстана. – Какую роль сыграла Конституция Татарстана при сохранении главных активов республики – недр и крупнейших предприятий? Можно ли сказать, что она стала одним из столпов сегодняшнего экономического процветания республики? – В 90-е годы шел процесс разгосударствления, набирала силу рыночная экономика, госпредприятий становилось все меньше. И Верховный Совет Татарстана одним из первых в стране принял и утвердил в Конституции право частной собственности на землю. Мы видели, что через это можно привлечь к созидательному труду огромное количество людей. В Конституции РТ закреплено, что основой экономики Татарстана является социальное рыночное хозяйство, в котором обеспечивается свобода хозяйственной деятельности и разнообразие всех форм собственности. Во многом благодаря политической стабильности и межэтническому согласию, сейчас больше известным как «модель Татарстана», были достигнуты значимые успехи в экономической сфере, проведении социально ответственной политики. Татарстан стал одним из «пилотных» субъектов Федерации. Экспериментальные проекты по развитию рыночных механизмов хозяйствования и управления направлены на решение главной стратегической задачи – повышение уровня и качества жизни людей. По обобщенному рейтингу социально-экономического развития Татарстан уверенно занимает первое место в Приволжском округе, выходит на передовые позиции в России по основным макроэкономическим показателям. В республике последовательно реализуется задача построения экономики инновационного типа, опирающейся на авангардные технологии и прорывные достижения науки, эффективное управление и инновационно-кластерный подход в образовании. Только так можно обеспечить конкурентоспособность и самодостаточность Татарстана. По объемам валового регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал республика занимает пятое место в стране. Третье место мы прочно удерживаем по объему жилищного строительства. У нас ежегодно вводится свыше двух миллионов квадратных метров жилья. В том числе более трети – по программе социальной ипотеки. По общему объему продукции АПК Татарстан входит в первую тройку среди субъектов Федерации. Все эти и многие другие зримые перемены в социально-экономической и духовной жизни республики были бы невозможны без прочного политико-правового фундамента, который закладывался в 1992 году, когда принималась Конституция РТ. Именно тогда процессам становления социального демократического государства был придан мощный импульс. И прошедшие практически три десятилетия убедительно свидетельствуют, что эти процессы приобрели в республике исторически необратимый характер. – Татарстан является примером для всего мира в части построения модели мультикультурного общества, где мирно уживаются представители разных народов и религий. Есть ли в этом роль Конституции Татарстана? – Конституция республики фактически установила принцип ответственности власти перед народом и каждым человеком и гражданином, заложила прочные основы дальнейшего развития татарстанской государственности и демократии. Это было бы невозможно без опоры на исторически сложившиеся духовно-нравственные традиции гуманизма, дружбы, взаимовыручки и поддержки татарского, русского и других братских народов, веками проживающих на нашей древней земле. Конституция объединила всех граждан России, живущих в Татарстане. Народом она была воспринята как важнейший документ стратегического характера и вселила в людей уверенность в своем будущем, в будущем республики, укрепила их доверие к институтам власти. В Конституции мы записали, что религия отделена от государства, но мы создаём условия для верующего населения, независимо от вероисповедания. Еще один шаг, который мы сделали, — на небольшой территории Казанского Кремля восстановили мечеть «Кул-Шариф» и отреставрировали Благовещенский собор. Было много сомневающихся, но мы показали миру, что православные и мусульмане могут мирно сосуществовать. – Представьте, что работа по созданию Конституции РТ прошла бы и в наши дни. Что бы получилось на выходе? Это были бы схожие документы или разные? Как изменились запросы общества и политические реалии? – Я думаю, что серьезных изменений в части ключевых статей не было бы. О том, что республика – это государство, самостоятельный субъект Федерации со своими полномочиями, органами власти, со своим Президентом. Это осталось бы неизменным. При этом принятие текста Конституции РТ в современных реалиях было бы более простым, поскольку 28 лет назад мы были первыми, кто писал Конституцию на постсоветском пространстве. Эта Конституция была рождена, что называется, в муках, она отразила все основные моменты жизни. Основы государственного устройства, верховенство закона, приверженность правам человека – в этой части Конституция не претерпела бы изменений и спустя десятилетия. – Одним из главных политических событий России уходящего года является внесение поправок в Конституцию РФ. Будет ли меняться Конституция Татарстана? Если да, то как будет происходить этот процесс? – Мы не сторонники часто менять Конституцию РТ, но иногда бывает необходимость подправлять некоторые статьи. Я не хочу сейчас упреждать эти вопросы, но мы готовимся, создали рабочую группу. Будем думать, обсуждать. Но есть вопросы, которые мы обязательно поддержим, — это положения о том, что минимальный размер оплаты не должен быть ниже прожиточного минимума, и ряд других вопросов поддержки населения. В то же время есть вопросы, которые нас беспокоят. Мы считаем, что конституционные суды должны присутствовать в регионах, но на данный момент эта норма в Конституции РФ не закреплена. Я считаю, что если вопросы конституционного судопроизводства будут отнесены только на федеральный уровень, то доступность правосудия будет серьезно затруднена. Ведь практика показала, что основные полномочия, которыми наделен Конституционный суд, оказались востребованными. Равно как и полномочия региональных счетных палат. Эти органы несут большую миссию, поскольку бюджеты реализуются на территориях всех регионов и муниципалитетов. Их можно по праву назвать хранителями прямого исполнения бюджета, гарантами того, что деньги пойдут строго по назначению. Мы каждый год заслушиваем председателя Счетной палаты Татарстана на заседании Госсовета РТ, где прямо говорим о недостатках, о резервах, которые образуются в результате возврата средств. Во время рассмотрения и принятия Конституции РТ была заложена очень серьезная правовая база, поэтому потенциал нашей Конституции очень высок, он отвечает на многие современные вызовы. Пользуясь случаем, хочу поздравить жителей республики с Днем Конституции Республики Татарстан и заверить, что Основной закон и впредь будет служить надежной гарантией успешного политического и экономического развития республики, благополучия его граждан. Автор: Алексей Угаров Назад |
Публикации в прессе
|
Об использовании информации персонального сайта Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Персональный сайт Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2024 гг. |