Председатель Государственного Совета

Публикации в прессе, выступления

Доклад Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, доктора политических наук Ф.Х. Мухаметшина на Торжественном заседании Государственного Совета РТ, приуроченном к 100-летию со дня подписания Декрета об образовании АТССР 27 мая 1920 г., «100-летие Татарской АССР: история и современность»

(г. Казань, 27 мая 2020 года)

Хөрмәтле Татарстан Республикасы Президенты!

Хөрмәтле Дәүләт Киңәшчесе!

Хөрмәтле Республика Премьер-министры!

Хөрмәтле хезмәттәшләр – Парламент депутатлары!

Мөхтәрәм Тантаналы утырышта катнашучылар һәм чакырылган затлар!

Уважаемые Рустам Нургалиевич! Минтимер Шарипович! Алексей Валерьевич! Уважаемые коллеги – депутаты Государственного Совета и приглашенные!

Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня подписания Декрета ВЦИК и Совнаркома РСФСР об образовании Татарской автономии – этого судьбоносного политико-правового акта, определившего вектор становления республики в ХХ столетии.

От имени депутатов Государственного Совета и от себя лично искренне рад приветствовать участников Торжественного заседания и всех жителей нашей Республики.

Выражаю признательность отечественным и зарубежным государственным деятелям, политикам, ученым – всем, направившим теплые поздравления в адрес Республики. Безусловно, повод для всех нас – исключительный.

  • Кроме того, это еще и рубежный этап в развитии татарского народа, имеющего собственные тысячелетние традиции и опыт государственности. Часть из которых были позднее восприняты при построении Российского государства.

Особенно ярко новаторство и ответственные политическое устремления Татарстана проявились в бурные 90-е годы – на стыке времен и общественных формаций.

Потенциал, накопленный ТАССР, сыграл серьезную роль в повышении самостоятельности республики. Сохранении межнационального согласия. Реализации политики «мягкого вхождения в рынок». Активном участии в переустройстве России на началах реального федерализма.

  • Начиная с 2016 года, проведена масштабная работа по подготовке к вековому Юбилею Татарстана.

Созданные указами президентов Российской Федерации и нашей республики Организационные комитеты, актив на местах, общественные и партийные организации, предприятия приняли в ней самое деятельное участие.

Актуализированы архивы и неизвестные страницы истории, обновлены мемориальные доски, увековечена память лиц, внесших значительный вклад в развитие РТ. Установлены и благоустроены места захоронений известных политиков тех лет и бывших руководителей парламента Татарстана.

Опираясь на документальные свидетельства, труды российских и татарстанских ученых, сегодня отдаем дань особой признательности выдающимся деятелям науки и искусств, руководителям и всем труженикам тех исторических лет.

Реализован ряд просветительских проектов в СМИ и Интернете. Большой интерес вызвало проведение в школах тематических уроков по становлению татарстанского парламентаризма и изучению своей истории.

  • Сегодня трудно переоценить вклад системы власти, партийных органов в развитие республики, государственности России на всех этапах векового пути.

За это время институты народовластия Татарстана вместе со страной прошли сложнейшие годы первых пятилеток, репрессии конца 1930-х годов, Великую Отечественную войну, Перестройку и распад СССР.

Так сложилось, что нашему народу не раз выпадало жить и трудиться на переломных рубежах глобального развития. Быть свидетелями смены общественно-экономических формаций, процессов демократизации общества, перехода к многопартийной системе. Участвовать в формировании новой России.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Вековое развитие нашей Республики – процесс тесно увязанный, а в каких-то моментах – и сонаправленный политической истории русских земель.

Начиная с полиэтничной Волжской Булгáрии, Золотой орды, Казанского ханства – и далее.

В докладе не ставлю целью охватить всю совокупность не самых простых взаимоотношений в нашей совместной истории Отечества, оставив суждения о временах минувших профессиональным исследователям.

Оформление запроса на бÓльшую самостоятельность татар-мусульман в рамках Российской Империи учеными традиционно относится к концу XIX в. И связывается с расцветом буржуазно-капиталистических отношений в стране.

Появление в тот период реформистской идеологии религиозного просветительства – джадидизма способствовало небывалому росту уровня образованности и подъему национального самосознания.

Габдулла Тукай, Дәрдмәнд, Фатыйх Әмирхан, Гаяз Исхакый, Галимҗан Ибраһимов, Шәриф Камал үз әсәрләре белән халыкның сәнгати, сәяси тормышына үтеп кереп, хәзерге татар теленең һәм, гомумән алганда, татар милләтенең формалашуына зур йогынты ясадылар.

Новые формы партийной самоорганизации (партия «Союз мусульман»), активность мусульманской фракции во всех 4 созывах Государственной Думы Российской Империи вылились в требования о предоставлении мусульманам национально-культурной автономии.

Серьезно обсуждался проект оформления государственности татар и башкир в виде Урало-Волжского Штата, а также его идейно-политическая альтернатива – Татаро-Башкирская Советская Республика…

Ожесточенные сражения Гражданской войны отодвинули вопросы национально-территориального устройства Казанской губернии в тот период на второй план.

Вместе с тем, после завершения военных действий, долгого поиска конкретных форм был предложен новый взгляд на создание теперь уже Татарской республики.

27 мая 1920 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР принимают совместный Декрет «Об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики», подписанный М.И.Калининым, В.И.Лениным и А.С.Енукидзе.

Первым его параграфом провозглашается: «Образовать Автономную Татарскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР…».

В документе в общем виде регулировались вопросы государственно-правового статуса, территорий, организации власти, взаимоотношений между РСФСР и АТССР.

Среди прочего декларировалась прямая обязанность Федерации содействовать Татреспублике в достижении фактического равенства с другими автономиями; снабжать ее из общих средств необходимыми для этого финансовыми и техническими срéдствами.

25 июня 1920 г. в торжественной обстановке состоялась передача власти от Казанского губисполкома Временному Революционному Комитету во главе с Сахиб-Гареем Саид-Галиевым. Эта дата и стала Днем образования ТАССР.

Известно, что идеологически и практически пролетарская государственность развивалась в форме Советов – представительных органов, действовавших под руководством партии большевиков вне логики классического разделения властей.

Тем не менее, именно системе Советов, ТатЦИКу, Совнаркому, образованным на I Учредительном съезде в сентябре 1920 года, предстояло принять на себя всю полноту государственной власти и ответственности на территории молодой автономии.

Российской коммунистической партии (большевиков) и Советам удалось мобилизовать энергию и энтузиазм масс, что дало результат в виде довольно быстрого преодоления послевоенной разрухи, голода и социальных экспериментов.

Пользуясь статусом автономии, руководство Республики тех лет успешно реализовало ряд мер, направленных на укомплектование госаппарата национальными кадрами, развитие национального образования, культуры и искусства.

Социаль өлкәдә мең тугыз йөз егерме беренче елның егерме бишенче июнендәге Декрет нигезендә татар телен рус теле белән беррәттән дәүләт статусы белән тәэмин итүгә бәйле процесслар үсеш ала…

  • Республика в лице своих лидеров уже в те годы поднимала перед центром вопрос о повышении статуса автономий, уравнивании их с союзными республиками (к примеру, в выступлениях Мирсаида Султан-Галиева в Наркомнаце РСФСР в начале 1920-х годов).

К сожалению, после разгрома в 1923-24 гг. сторонников бÓльшего учета национального фактора в политике, выразителем идей которых выступал М.Султан-Галиев, даже те немногие завоевания, которые в этой сфере были, оказались фактически свернуты.

Маятник «стихийного федерализма» качнулся в обратную сторону: обещая на словах развитие культуры, языков, государственности народов России на основе самоопределения, большевики на деле не признавали политической субъектности национальных меньшинств.

А в годы большого террора – государственные и партийные органы республики, как и всей страны в целом, и вовсе были подвергнуты тотальной чистке.

К высшей мере наказания были приговорены 4 из 7 председателей Президиума ТатЦИКа: Рауф Сабиров (1921-24), Шайгардан Шаймарданов (1924-27), Миннегарей Ахметшин (1927-29), Гумер Байчурин (1934-37). Еще один, Харис Мратхузин (1929-33) отбыл срок в лагерях, затем воевал в штрафбате.

Все они были реабилитированы позже, многие, к сожалению, – посмертно…

Казалось бы, парадоксально, но именно на пике репрессий эволюция конституционно-правовой системы СССР выразилась в закреплении единообразной парламентской формы правления.

В республиках были избраны Верховные советы, сыгравшие значимую роль в накоплении практики советского государственного строительства.

И хотя наши законодательные органы отличались от западных аналогов по степени самостоятельности, формированию повестки, с точки зрения реального представительства, содержания полномочий они ни в чем не уступали передовым демократическим образцам тех лет.

На долгие годы стали кузницей профессиональных управленческих кадров, где приобретались навыки государственного администрирования, отрабатывались основные парламентские практики и процедуры, формировалась правовая культура общества.

Надо понимать, что несмотря на «террор» и перегибы коллективизации, формирование новых институтов государственности проходило на волне общественного энтузиазма, подкрепленного успехами «большого рывка» в экономике, ростом авторитета СССР на международной арене.

Во многом благодаря этой системе в годы предвоенных пятилеток была реализована политика ускоренной индустриализации и технического переоснащения села.

Республика за короткий срок превратилась в регион развитой обрабатывающей промышленности (86% в ВРП к 1941 г.).
К началу 1940-х стабилизировалось сельхозпроизводство. Образовано около 4 тыс. колхозов. Обратите внимание, мы были в то время на 3 месте в СССР.
Была ликвидирована массовая безграмотность. Татарстан стал одним из ведущих научных центров страны.

Пройдя путь, полный свершений и трагических страниц, за 20 лет с момента образования ТАССР выросла в полноценную советскую автономию со своей Конституцией, органами власти, в том числе и на местах.

Дорогие друзья!

В год 75-летнего юбилея еще раз с особым чувством и гордостью говорим о месте и роли Татарстана в нашей общей Победе в Великой Отечественной войне.

В ряды действующей армии из республики отправилось около 700 тыс. человек, было сформировано 7 только стрелковых дивизий, а ещё танковая бригада, зенитно-артиллерийский полк и прочие войсковые соединения.

Только вдумайтесь, – из тех, кто убыл на фронт, погиб почти каждый второй, 50 тыс. наших земляков вернулись инвалидами!

Мы по праву гордимся подвигами и воинской доблестью татарстанцев: 225 из них удостоены звания Героя Советского Союза, 48 – стали полными кавалерами орденов Славы, более 200 тысяч – награждены орденами и медалями.

И пусть (в силу понятных обстоятельств) в этом году не удалось отметить 9 мая, как рассчитывали; мы нашли форму почтить память отцов и дедов, отстоявших независимость нашей Родины, само её право на существование.

Провели уроки Победы, возложили венки к монументам и обелискам; пообщались с ветеранами, прошли в «Бессмертном полку» в режиме онлайн.

Особой вехой, примером беззаветного служения Отчизне стала работа государственного аппарата ТАССР.

Из 143 депутатов Верховного Совета 44 добровольцами ушли на фронт, 12 погибли на полях сражений. За время войны в действующую армию были призваны 12 тыс. из 27 тысяч депутатов Советов республики всех уровней…

В тяжелейшие 1941-45 годы под руководством Татарского обкома ВКП(б) Верховный Совет и Совнарком активно включились в решение задач по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации, приему эвакуированных граждан, целых организаций и предприятий.

Хозяйственная мощь ТАССР, накопленная ударными пятилетками, сыграла важную роль в превращении республики в одну из основных тыловых баз страны.

Военная Татария приняла свыше 70 заводов и фабрик, 33 института Академии наук СССР, Наркомат финансов, Госбанк СССР и ряд других ведомств (в общей сложности свыше 266 тыс. чел.). Наши госпитали вернули на фронт более 200 тысяч воинов.

Промышленность республики в кратчайшие сроки приступила к производству оружия, боеприпасов и снаряжения. Каждый 6-й боевой самолет в годы войны был выпущен в городе Казани.

Ценой неимоверных усилий, легшей в основном на пожилых людей, на женские и детские плечи, – сельские труженики республики стабильно снабжали войска продовольствием.

Без преувеличения скажу, в ходе Великой Отечественной наша республика закалилась, окрепла, стала прочной системной основой государства Победителей.

Вопреки попыткам пересмотра итогов II Мировой войны именно советский народ внес определяющий вклад в победу над фашизмом.

Неслучайно этот непреложный факт получил дополнительную конституционную защиту в поправке к Основному закону страны, в рамках реформы, инициированной Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

Коллеги!

Несмотря на тяжелейшие условия, послевоенные десятилетия стали периодом опережающего социально-экономического развития советского Татарстана.

В первую очередь, это касалось промышленности (рост к довоенному уровню в 3,5 раза), в которой произошел переход к развитию тяжелых отраслей, машиностроения, нефтедобывающего сектора.

Справедливо это и для сельского хозяйства, где укрепилась база машинно-тракторных станций, усилилась механизация, расширилось строительство жилья и объектов соцкультбыта.

Безусловно, ТАССР в полной мере испытала на себе негативные последствия волюнтаристских решений тех лет: перезонирование, увлечения коллективными формами хозяйствования, интернационализации культуры…

О насущных проблемах этого периода открыто говорили Гази Кашшаф, Гумер Баширов, Нурихан Фаттах, Амирхан Еники, Сибгат Хаким, Салих Баттал, Наки Исанбет. Заслугой творческой интеллигенции стало учреждение в 1958 г. ежегодной премии им. Г.Тукая.

В то же время, мощная научно-инженерная школа, энтузиазм населения, личное участие «генералов» производств, позволили в ударные сроки освоить большую нефть Татáрии.

Возвести на Каме нефтехимкомбинат и шинный завод. Построить КАМАЗ. Превратить Казань в значимый центр самолето-, приборо-, машиностроения, отечественного ОПК.

Развить столицу и крупные промышленные узлы юго-востока республики – города Альметьевск, Нижнекамск и Набережные Челны.

Восстановление народного хозяйства, всесоюзные стройки, появление новых производств – реализовать их, порой казавшихся несбыточными, «приземлять» на места выпало на долю органов республиканской власти, партийных и советских структур в городах и районах нашей автономии.

Интересным фенóменом тех лет стали меры по так называемому «развитию социалистической демократии» ‑ привлечению широкой общественности к управлению государством путем расширения прав Советов, профсоюзов и др.

Старшее поколение наверняка еще помнит то разнообразие форм коллективной самоорганизации по месту жительства, на предприятиях: домкомы, уличкомы, ТОСы, женсоветы, ДНД и прочие формирования.

Большое значение для организации молодежи имели пионерия и Комсомол. Они сыграли важную роль в воспитании и объединении усилий не одного поколения молодых людей.

К 1980-м годам объем промышленной и сельхозпродукции, произведенной в расчете на одного татарстанца, на треть превышал аналогичный показатель по СССР.

Однако, производя столько же, сколько 3 прибалтийские республики вместе, Татарстан имел бюджет меньший, чем каждая из них в отдельности.

Было очевидно, что усеченная автономия существенно сдерживала возможности дальнейшего социально-экономического развития республики.

Поэтому в общественном сознании все бóльшую популярность приобретала идея повышения государственного статуса Татарстана…

Уважаемые участники Торжественного заседания!

Новый политический курс второй половины 1980-х – начала 90-х годов послужил мощным катализатором гражданской активности, роста национального самосознания народов СССР и РСФСР.

В таких условиях, оставаясь эффективно работающим органом власти, парламент одновременно смог стать локомотивом и гарантом цивилизованного построения новой татарстанской и российской государственности.

  • Вслед за Россией, 30 августа 1990 г. Верховный Совет ТССР под председательством М.Ш. Шаймиева единогласно принимает Декларацию о государственном суверенитете.

Думаю, здесь будет уместным сказать, что Минтимер Шарипович сыграл огромную роль в возрождении государственности Татарстана на всех этапах своей политической биографии.

Авторитетный и ответственный политик, в те годы он проявил исключительную смелость и дальновидность. Внес весомый личный вклад в формирование новой политической и правовой системы Республики, укрепление федеративных основ страны.

Наряду со «сбережением единства многонационального народа» эти и многие другие его заслуги по достоинству оценены званием Героя Труда РФ (2017 г.). К слову, он единственный из руководителей республики, кто был удостоен такой высочайшей награды за всю её 100-летнюю историю.

Давайте аплодисментами поблагодарим первого Президента за его деятельность во благо развития Татарстана!

Коллеги, в этом году важнейшему документу, задавшему вектор политико-правового реформирования национально-государственного устройства Республики Татарстан, – я говорю о Декларации – исполняется 30 лет.

«Реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа на самоопределение» (как сказано в Преамбуле), Республика стала первопроходцем в освоении конституционно-договорной практики, отстаивании федерализма и толерантности в стране.

Был принят ряд основополагающих документов, определивших архитектуру государственного устройства современного Татарстана, в значительной мере повлиявших на формирование политической системы страны.

Впервые в нашей истории была самостоятельно разработана и утверждена новая Конституция, в основу которой легли Декларация о государственном суверенитете Татарстана и итоги впервые же проведенного референдума по государственному статусу Республики.
В 1991 году был учрежден институт президентства.

  • Конституция Республики, принятая на год ранее федеральной, выступила одной из базовых опор конфигурации наших взаимоотношений с Федеральным центром.

Дух новаторства, нашедший выражение в опережающем нормотворчестве по многим сферам, зачастую вел к расхождениям в выстраивании экономической политики, распоряжении собственностью, доходами и прочим.

Тем не менее, руководители Республики всегда искали и находили политические компромиссы с Федеральным центром, который, кстати, разделял заинтересованность в развитии такого региона как Татарстан. Опирались при этом на поддержку народа при защите наших позиций в самых различных инстанциях.

Универсальным инструментом согласования интересов сторон и учета национально-исторической специфики того периода стали Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Татарстана 1994 и 2007 гг.

В соответствии с ними, Республика взяла на себя ответственность за осуществление важнейших федеральных программ, разгрузив при этом Центр от функций, исполнение которых на местах носит более эффективный характер.

Речь, прежде всего, о программах газификации, переработки нефти, адресной социальной защиты, ликвидации ветхого жилья. Все это повлекло за собой рост занятости, стабилизацию экономики, повышение уровня жизни населения.

В дальнейшем этот опыт сыграл свою роль в более точном и выверенном распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, оказал влияние на становление местного самоуправления.

Оглядываясь на новейшую историю нашей республики, с гордостью отмечаем, что избранный путь оказался принципиально верным.

В начале 1990-х годов были заложены прочные основы современного татарстанского общества, главными ценностями которого стали гражданский мир и межнациональное согласие.

Атрибуты политической практики тех лет – согласованное и конструктивное взаимодействие всех ветвей и органов власти – и сегодня составляют прочный фундамент действующей модели государственности Республики Татарстан.

  • Наш подход, известный ныне как «мягкое вхождение в рынок», позволил в значительной мере сохранить экономический потенциал в условиях переходного периода. Избежать обвального падения уровня жизни населения.

Формирование многоукладного сельского хозяйства, с пониманием того, что село – источник национальной идентичности, способствовало сбережению и укреплению агропромышленного комплекса. (4-е по РФ).

Сегодня здесь успешно работают вертикально интегрированные агрохолдинги. До половины валовой продукции производят фермерские и личные подсобные хозяйства.

  • Значимой составляющей «модели Татарстана» выступает государственная национальная политика, направленная на утверждение атмосферы взаимного уважения между представителями 173 этносов, проживающих в нашей Республике.

Методическим и ресурсным центром этой работы являются Ассамблея народов Татарстана и Дома дружбы, национально-культурные объединения, Многонациональная воскресная школа.

Шул ук вакытта, республика, Россия Федерациясе төбәкләрендәге һәм чит илләрдәге барлык татарларны үзенә тартып торучы үзәк буларак, халкыбызның мәдәниятен саклап калу, ватандашларга ярдәм итү буенча үзенең бурычларын даими үтәп килә.

Милли мәгарифкә үз карашын эзлекле яклый.

Под патронажем Государственного Советника Татарстана М.Ш. Шаймиева и при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова Республика приступила к реализации программы «Адымнар» – «Путь к согласию» по созданию в системе образования сети полилингвальных учреждений…

Уважаемые участники заседания!

В середине 90-х годов, с принятием новых конституций России и Татарстана, был уточнен правовой статус, сменились названия и механизм формирования органов представительной власти. В 1995 г. парламент республики был преобразован в Государственный Совет.

Практическое воплощение получил базовый принцип правового государства – разделение и баланс властей.

Впервые из системы государственной власти выводились органы местного самоуправления, получившие бóльшую конституционную самостоятельность.

  • За прошедшие годы депутатский корпус республики внес весомый вклад в становление татарстанской государственности, а если смотреть глубже – то и российского федерализма в целом.

Наработан уникальный правовой массив. Практикой стали парламентские слушания, кодификация и мониторинг, общественная экспертиза законопроектов, в том числе антикоррупционная; «публичное» законотворчество.

  • В соответствии с конституционным положением об идеологическом многообразии (ст.12) Госсовет и местные Советы действуют в условиях реальной многопартийности.
  • Созданы правовые основы для появления целого ряда публичных институтов, присущих развитым демократическим государствам.

Среди них: Контрольный орган – Счетная палата республики; Конституционный суд; Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка, омбудсмен по делам предпринимателей; институт мировых судей, Общественная палата и Молодежный парламент при Государственном Совете РТ.

  • Главной задачей органов государственной власти Татарстана всегда была и есть совместная работа по достижению единой цели – роста благосостояния жителей и защиты интересов республики.

1) Залог наших успехов – в выверенном балансе и взаимо-действии всех ветвей и уровней власти на основе формулы «Авторитетный Президент – Сильный Парламент – Эффективное Правительство». И, я бы к этому добавил, – «Ответственное Местное Самоуправление».

Программно-целевыми ориентирами в нашей работе выступают Ежегодные послания Президента республики Государственному Совету, Стратегия-2030.

2) При поддержке федерального руководства наработана солидная база взаимодействия с парламентариями, муниципальными депутатами российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья, с соотечественниками.

Осуществляем анализ мирового опыта парламентской работы, в т.ч. на площадках Совета Европы (КМРВСЕ).

Значительный вклад в международное сотрудничество, привлечение инвестиций в экономику, повышение узнаваемости республики вносит действующий Президент РТ Р.Н. Минниханов.

3) Как мне кажется, удалось выйти на оптимальные формы взаимодействия с Федеральным центром и институтами гражданского общества.

Уважаемые участники заседания!

Убежден, действующая модель государственности
Татарстана вправе считаться жизнеспособной, адекватной потребностям времени и интересам общественного развития.

Это касается подходов к реализации инновационного, инвестиционного, промышленного и человеческого потенциалов. Инфраструктурных преобразований, межнационального согласия и многого другого.

Без напряженной, системной и взаимосогласованной работы всех властных структур Республики подобные достижения вряд ли были бы возможны.

23 апреля текущего года на заседании Госсовета был заслушан Отчет о деятельности органов исполнительной власти в 2019 г. Четвертый раз он проходил в формате соответствия Стратегии-2030.

Докладчиком Премьер-министром РТ Алексеем Валерьевичем Песошиным было отмечено успешное выполнение базовых целевых индикаторов.

По основным макроэкономическим показателям республика входит в число регионов-лидеров РФ.

Татарстан на 4 месте по сельскому хозяйству, на 5-м – по промышленности, строительству и вводу жилья, 6-м – по объему ВРП и инвестициям, 7-м – в розничной торговле.

По итогам 2019 г. с территории республики мобилизовано более 1 трлн. рублей доходов в бюджеты всех уровней, из них около 73% направлено в федеральный бюджет.

  • Республика активно включилась в реализацию стратегии прорывного развития страны, объявленной майским указом Президента РФ В.В. Путина. В прошлом году в рамках нацпроектов был построен и реконструирован 341 объект.

Локомотивом социального и инфраструктурного развития республики выступают 50 «президентских» программ, в т.ч. инициированная «единороссами» программа «Наш двор».

Оглядываясь на пройденное за вековую историю, нужно признать, – это были поистине героические этапы в жизни многонационального Татарстана.

Время завоевания уважения к республике и её трудолюбивому народу; годы становления и укрепления нашего общего Отечества. Считаю, Республика прошла этот путь достойно.

Важно, что на этом пути органы государственной власти всегда опирались на понимание и поддержку жителей Татарстана.

Отдавая должное уважение всем этапам созидательного развития Республики за прошедшие 100 лет, с особой признательностью вспомним тех лидеров, с именами которых связаны последние десятилетия успешного роста экономики, социальной и духовно-культурной сферы РТ.

Это: Зиннат Муратов, Семён Игнатьев, Салях Низамов, Камиль Фасеев; Фикрят Табеев, Рашид Мусин, Салих Батыев; Гумер Усманов, Анвар Багаутдинов, Шамиль Мустаев, Василий Лихачев, Мухаммат Сабиров; первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев и действующий президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов.

Их титаническими трудами были заложены и сегодня реали-зуются самые судьбоносные решения в жизни Татарстана.

С искренней благодарностью отмечаем и созидательный вклад многих поколений инжнерно-технических работников, рабочих и специалистов самых разных отраслей народного хозяйства, деятелей науки и культуры в достижения родной республики на всех этапах её столетней истории.

В наши дни Татарстан, располагающий мощным научно-техническим, промышленно-аграрным и человеческим потенциалом, является одним из опорных регионов, надежным системным основанием Российской Федерации.

Учитывая, что треть временнóго горизонта Стратегии-2030 позади, впору задуматься о следующем этапе развития и приоритетах, которые мы ставим перед собой.

Стратегическая цель обозначена – глобальный конкурентоспособный устойчивый субъект Федерации, полюс роста макрорегиона «Волга-Кама».

Залогом успешной реализации этих задуманных планов выступают:

  • выборы Президента Татарстана и депутатов представительных органов власти муниципальных образований в сентябре текущего года.
  • преемственность ответственной политики Рустáма Нургалиевича Минниханова, получившей высокую оценку Президента страны В.В. Путина (20 мая), поддерживаемой населением Татарстана, партийным большинством «Единой России» и, в целом, депутатским корпусом.
  • деятельность профессионального Правительства Республики.

Контуры политической эволюции видятся в дальнейшем укреплении парламентаризма, субсидиарности, местных сообществ, институтов «цифровой демократии».

Тем более, это заложено и логикой инициированной в нынешнем году конституционной реформы страны…

Уважаемые коллеги! Дорогие жители республики!

На настоящем этапе перед нами стоят сложные задачи, которые отчасти созвучны тем, что решались предыдущими поколениями.

Однако в современных условиях они требуют инновационных подходов в решении; усилий всех и каждого на своем месте.

Каким будет Татарстан, перешагнувший 100-летний рубеж, какое место займет в обновляющейся Федерации, в сетевом глобальном сообществе, – во многом, зависит от нас с вами.

Мы должны продемонстрировать, что у нас достаточно сил, прозорливости и достоинства не свернуть с избранного пути.

Позвольте еще раз поздравить всех вас со 100-летним юбилеем Татарской АССР, пожелать благополучия, успехов в работе. Всем нам мира и согласия!

Игътибарыгыз өчен рәхмәт. Благодарю за внимание.



Об использовании информации персонального сайта Председателя Государственного Совета Республики Татарстан

Персональный сайт Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2023 гг.