Мухаметшин Фарид Хайруллович Председатель Государственного Совета
Главная Стартовая B избранное Карта сайта

рус : тат : eng
Карта Татарстана
Уважаемые друзья!

Я рад приветствовать Вас на страницах своего персонального сайта в сети Интернет. Надеюсь, что на страницах этого ресурса Вы сможете найти информацию о Госсовете Республики Татарстан и обо мне.

С уважением,
Фарид Мухаметшин
Интернет-приемная

События

Новости
Публикации в прессе, выступления
Фотогалерея
Видеорепортажи
Аудио-интервью

Подписка на новости



Публикации в прессе, выступления

Именно парламент переплавляет интересы народа в государственную волю

Газета «Республика Татарстан», 26 мая 2020 года
Интервью Председателя Государственного Совета Республики Татарстан для опубликования в газете «Республика Татарстан»

Сто лет назад, 27 мая 1920 года, Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял декрет «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике», ставший знаковой вехой в политической истории России и Татарстана. Состоялось не только юридическое оформление татарской автономии в составе РСФСР, фактически само Российское государство приобретало полновесное политическое содержание и конкретные черты федеративного устройства. С этой точки зрения создание ТАССР - важный этап становления российской государственности как многонациональной державы.

На всех этапах векового пути парламент республики играл роль важного государственного института, законодательно обеспечивающего поступательное развитие региона, в том числе и в сложных условиях различных политических трансформаций. И это не случайно, поскольку именно парламент выступает как собиратель и выразитель интересов гражданского общества, переплавляя интересы народа в государственную волю. Так, общество «творит» парламент, а парламент – «творит» общество.

Накануне знакового юбилея Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин дал интервью газете «Республика Татарстан».

- Фарид Хайруллович, что лично для Вас значит юбилейная дата – столетие ТАССР?

- Это хороший повод, чтобы с позиций XXI века дать оценку пути, который прошел Татарстан за свою вековую историю, обсудить перспективы развития. За сто лет произошло много ярких и значимых событий. Трактовка некоторых из них до сих пор неоднозначна… Всегда сложно отвечать на вопрос «что было бы, если…», сравнивать политическую и социально-экономическую обстановку разных эпох. Тем не менее, обращение к истории необходимо, если мы хотим осознать всю глубину демократического развития, силу стремления людей к свободе и справедливости, к достойной жизни, извлечь для себя полезные уроки.

К своему столетию республика готовилась более четырёх лет, когда указами Президента России Владимира Путина и Президента Татарстана Рустама Минниханова были созданы оргкомитеты, к работе подключились общественные организации, промышленные предприятия, органы муниципальной власти и СМИ. Актуализированы архивы, обнародованы неизвестные страницы истории, установлены мемориальные доски, приведены в порядок места захоронения наших земляков, внесших весомый вклад в развитие республики. Разбиты парки и скверы. Открыты новые объекты социальной инфраструктуры.

Символично, что в день исторического юбилея состоится торжественное заседание Государственного Совета, посвященное 100-летию со дня подписания декрета «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». Вклад парламента в развитие нашей республики переоценить невозможно. Принятые им законы способствовали формированию Татарстана как региона с высокой политической культурой, развитой экономикой и адресной социальной поддержкой населения, территории межнационального мира и межконфессионального согласия.

Оглядываясь на вековую летопись нашей республики, с уверенностью можно утверждать: избранный нами путь оказался принципиально верным. Вся история Татарстана убедительно доказывает, что наше главное богатство – это многонациональный народ, талантливый и трудолюбивый, настоящий творец истории. Современный облик Татарстана - заслуга каждого татарстанца, каждого из нас!

- Создание автономии – важный шаг становления татарстанской государственности. Если углубиться в историю, запрос на свою государственность у нашего народа был всегда. А что в итоге дало республике повышение самостоятельности?

- Государственность татарского народа имеет тысячелетние традиции. В его исторической памяти сохранились расцвет великого Булгара, эпоха Золотой Орды, завоевание Казанского ханства. Даже находясь в составе Российской империи, наши предки продолжали жить свободолюбивой мечтой восстановления былой самостоятельности. Как известно, серьёзно обсуждался проект создания сначала Урало-Волжского Штата, а затем Татаро-Башкирской Советской Республики. Однако воплотилась в жизнь совсем другая идея.

27 мая 1920 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР принимают совместный декрет «Об образовании АТССР», подписанный Михаилом Калининым, Владимиром Лениным и Авелем Енукидзе. 25 июня 1920 года власть была передана Временному революционному комитету ТАССР во главе с Сахиб-Гареем Саид-Галиевым. Эта дата и стала Днём образования ТАССР.

С этого момента начинается история представительной власти республики. Впервые на I съезде Советов Татарской АССР были сформированы Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров. Делегаты съездов, а их за 17 лет состоялось одиннадцать, в пределах своей компетенции принимали законы, осуществляли общее руководство национальной политикой, экономикой, социально-культурной сферой, занимались вопросами административно-территориального устройства. В 1926 и 1937 годах они принимали Конституции республики. В 1937 году в развитие сложившейся системы представительной власти был образован Верховный Совет ТАССР.

Начальный период жизни молодой республики был очень сложным – эмиграция, разруха Гражданской войны, голод 1921-22 годов. Тяжелым катком по стране прокатилась кампания сплошной коллективизации, массовых репрессий 1930-х годов, когда в числе «врагов народа» оказались выдающиеся писатели и деятели культуры, ученые и организаторы производства, а также многие из тех, кто стоял у истоков основания республики. Только по приговору «троек» в 1937-38 годах в Татарстане были расстреляны около 3 тыс. человек, приговорены к различным срокам заключения более 10 тысяч. К высшей мере наказания были приговорены четыре из семи председателей Президиума ТатЦИКа: Рауф Сабиров, Шайгардан Шаймарданов, Миннегарей Ахметшин, Гумер Байчурин. Харис Мратхузин отбыл срок в лагерях, затем воевал в штрафбате. Все они были реабилитированы позже, многие, к сожалению, посмертно.

Но одновременно несмотря на потери и трудности шло созидание – были созданы новые отрасли промышленности, развивалась инфраструктура городов и сел, образование, наука и культура.

Повышение самостоятельности многое дало нашей республике. Татарстан за короткий срок превратился в регион развитой обрабатывающей промышленности, сельхозпроизводства, стал одним из ведущих научных центров страны. Развивалось национальное образование, культура и искусство народов, проживающих в ТАССР.

- Эволюция конституционно-правовой системы страны привела к закреплению единообразной формы парламентаризма в регионах – верховным советам. Что о них можно сказать?

- К единообразной парламентской форме правления наша страна пришла в 1938 году - в республиках были избраны верховные советы. Верховный Совет ТАССР начал свою деятельность согласно Конституции ТАССР 1937 года.

В ней закреплялись и гарантировались многие демократические права и свободы (право на труд и отдых, свобода слова, собраний и митингов и др.). Впервые были уравнены в правах мужчины и женщины. За гражданами республики признавалось право пользования родным языком в школах, государственных, культурных и других учреждениях.

Система съездов Советов была заменена новым органом народного представительства - Верховным Советом. Выборы народных депутатов теперь проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Верховный Совет стал обладать большими по тем временам полномочиями: утверждал народнохозяйственный план и бюджет республики, образовывал и контролировал работу высших органов государственной власти, управления и правосудия автономии (Верховного суда, Совета Народных Комиссаров).

Верховный Совет стал настоящей кузницей профессиональных управленческих кадров, здесь отрабатывались новые парламентские практики и процедуры, формировалась правовая культура общества.

- В годы Великой Отечественной войны на Верховный Совет ТАССР легла особая ответственность за обеспечение жизнедеятельности республики, помощь фронту. В чём конкретно это выразилось?

- Девять лет деятельности первого созыва Верховного Совета Татарстана, бессменно проработавшего с 1938 по 1947 год, стали самой долгой и драматичной главой в парламентской летописи республики. Из 143 депутатов Верховного Совета 44 добровольцами ушли на фронт, 12 погибли на полях сражений. За время войны в действующую армию были призваны 12 тысяч из 27 тысяч депутатов Советов республики всех уровней.

На первый план в те годы вышли вопросы организации обороны страны, перестройки промышленности на военный лад, организации системы снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, военной мобилизации. Во главе всей этой работы встал парламент республики. За годы войны Верховный Совет дважды собирался на заседания (10 июля 1943 года и 20 июня 1944 года). Однако Президиум во главе с легендарным Гали Динмухаметовым работал непрерывно. В парламенте была создана комиссия по сбору подарков для красноармейцев. Председатель Верховного Совета содействовал изданию фронтовых газет и лично отвечал на письма фронтовиков.

Мобилизовав все силы, татарстанцы внесли свой вклад в дело всенародной борьбы за победу. Патриотизм проявлялся не только на фронте (из 700 тыс. татарстанцев, отправившихся на фронт, не вернулся каждый второй), в тяжелейшем труде на полях и фермах, в цехах заводов и научных лабораториях, но и в оказании личной помощи фронту.

Вопреки попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны именно советский народ внес определяющий вклад в победу над фашизмом. Неслучайно этот факт получил дополнительную конституционную защиту в поправке к Основному закону страны, в рамках реформы, инициированной Президентом России Владимиром Путиным.

- Какое значение в правовом обеспечении восстановления народного хозяйства в послевоенный период имела деятельность республиканского парламента?

- В послевоенное время развернулась большая работа по восстановлению экономики, укреплению промышленности и сельского хозяйства. Многие знаковые изменения тех лет связаны с именем Председателя Президиума Верховного Совета Саляха Низамова.

Именно в эти годы Татарстан стал нефтедобывающим регионом, а открытие Ромашкинского месторождения вывело республику на первое место в СССР по добыче нефти. Послевоенные десятилетия стали периодом опережающего социально-экономического развития советского Татарстана. На нашей памяти – не только освоение «большой нефти», но и строительство комплекса нефтехимических производств, превращение Казани в крупный центр отечественного машиностроения, возведение КАМАЗа, становление Альметьевска, Нижнекамска и Набережных Челнов как крупных промышленных центров. В 1957 году промышленность Татарии каждые три дня производила столько продукции, сколько ее выпускалось за весь 1913 год.

С таким трудовым подъемом республика и Союз в целом вступили в эпоху шестидесятых годов. Хрущевская «оттепель» вселяла уверенность в необратимости демократических перемен. Была начата работа по реабилитации жертв политических репрессий. В Татарии Комиссию по рассмотрению дел отбывающих наказание за политические, должностные и хозяйственные преступления возглавлял Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Салих Батыев. Во многом именно с его деятельностью связано возвращение доброго имени деятелям культуры, ученым, производственникам, невинно осужденным по «политическим» статьям.

Непростым этот период был для национального образования. Закрывались татарские школы, существенно сокращалось количество книг, издаваемых на родных языках. Именно в этот период многие представители национальной интеллигенции активно выступали за возрождение культуры татарского народа, восстановление системы национальных школ. Предметно занимался этим вопросом и Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Камиль Фасеев. Позднее, работая заведующим кафедрой в Казанском университете, он внес большой вклад в развитие теории межнациональных отношений.

В народном хозяйстве республики в этот период всё острее начинают сказываться застойные процессы, сама жизнь настойчиво выдвигала требование проведения глубоких реформ.

- Вы – непосредственный очевидец и участник становления новой государственности Татарстана в восьмидесятых-девяностых годах. Как это происходило?

- Новый политический курс страны начала 1990-х годов стал мощным катализатором гражданской активности и роста национального самосознания. Усиливались кризисные явления не только в политике, но и в экономике страны, росли протестные настроения.

Этот период с лёгкой руки журналистов иногда называют «парадом суверенитетов». Но, на мой взгляд, никакого «парада» ни в Татарстане, ни в других субъектах России не было бы, если бы проблема повышения самостоятельности не существовала объективно. Хотя откровенно надо признать, что к процессу повышения самостоятельности субъектов федеральная власть всегда относилась весьма неоднозначно.

В сложной политической обстановке парламент Татарстана должен был стать эффективно работающим законодательным органом, гарантом демократического транзита власти в республике. Республика нуждалась в современной нормативной правовой базе, которая смогла бы гарантировать последовательное проведение реформ.

Именно в те годы в Татарстане начала создаваться прочная правовая основа парламентаризма, стали закладываться традиции высокого профессионализма и ответственности, которые были неотъемлемым условием работы парламентариев всех последующих созывов. И, конечно, огромная заслуга в становлении нового типа парламентской культуры, гибкости политического мышления, восприимчивости к новациям принадлежит первому Президенту республики, Государственному советнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Его роль в тех процессах трудно переоценить. Именно он стоял у истоков современного парламентаризма республики. По сути, Верховный Совет ТАССР ХII-го созыва стал первым законодательным органом республики, заявившим о себе как о влиятельной политической силе.

Исторически цепь событий, определившая повышение статуса республики, выглядела так. Принятие Декларации о государственном суверенитете республики, проведение референдума по вопросу о государственном статусе, принятие Конституции Татарстана, подписание Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.

При рассмотрении Декларации о государственном суверенитете Татарстана пришлось организовать согласительную комиссию, а за документ голосовать постатейно. 30 августа 1990 года знаковый правовой акт был принят. Минтимер Шаймиев тогда сказал: «Сделав этот важный исторический шаг в жизни многонационального народа Татарстана, мы взяли на себя ту ответственность, которую никому еще не доводилось испытать в истории нашей республики. Если это факт зрелости, то мы должны сходу стать мудрыми, чтобы через самостоятельность, о которой заявили, поднять духовный, материальный уровень жизни населения республики, а главное - сохранить и приумножить дружбу народов, которая веками сложилась на нашей земле. Такова высокая цена суверенитета».

15 февраля 1994 года был подписан Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Возможность заключения такого договора предусмотрена Конституцией Российской Федерации. 11 августа 2007 года после подписания соответствующего федерального закона Президентом РФ В.В. Путиным договор был пролонгирован и действовал до 2017 года.

Он позволил сохранить особый статус республики, расширить полномочия, благодаря чему были реализованы масштабные программы газификации и ликвидации ветхого жилья, адресной социальной защиты, увеличены добыча и переработка нефти, развернуто строительство дорог и мостов, объектов социальной сферы. Активно развивались международные связи.

В результате принятых политических решений была создана «татарстанская модель» регионального развития, визитной карточкой которой стали политическая стабильность, экономический рост, инвестиционная привлекательность, высокое качество жизни населения, уникальная атмосфера межнационального мира и межконфессионального согласия, позитивный международный имидж.

- Татарстан считается одним из опорных, динамично развивающихся регионов России. Какое место Вы отводите в обеспечении дальнейшего прогрессивного его роста Государственному Совету, местным органам власти?

- Считаю, что залог наших успехов, во многом, - в тесном, согласованном сотрудничестве с Президентом и Правительством Татарстана, всеми субъектами законодательной инициативы. Безусловно, депутаты искренне благодарны Рустаму Нургалиевичу за поддержку такого формата и активное участие в каждом заседании парламента. Развивая традицию, заложенную Первым Президентом Татарстана, Рустам Минниханов оперативно реагирует на происходящее, зачастую кардинально влияя на процесс обсуждения и принятия решений. Ежегодно парламент республики разрабатывает план реализации положений Послания Президента республики Государственному Совету. Идёт активная работа депутатов в рамках предоставления отчёта Правительства.

За прошедшие годы депутатский корпус республики внес весомый вклад в становление татарстанской государственности. Наработан уникальный правовой массив. Созданы основы для появления целого ряда публичных институтов, присущих развитым демократическим государствам, такие, как Счётная палата, Конституционный суд, Уполномоченные по правам человека и по правам ребёнка, омбудсмен по делам предпринимателей, институт мировых судей, Общественная палата и Молодежный парламент. Практикой стали парламентские слушания, кодификация и мониторинг, общественная и антикоррупционная экспертиза законопроектов.

Инновационные подходы в законотворчестве способствовали поддержанию в Татарстане высокого уровня жизни населения, наращиванию темпов экономического развития. По основным макроэкономическим показателям республика входит в число регионов-лидеров России: она на четвёртом месте по сельскому хозяйству, пятом – по промышленности, строительству и вводу жилья, шестом – по объёму ВРП и инвестициям, на седьмом – в розничной торговле. Активно реализуются национальные проекты. Локомотивом социального и инфраструктурного развития выступают 50 «президентских» программ, инициированных Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.

Оглядываясь на вековую историю, нужно признать, – это были поистине героические этапы в жизни многонационального Татарстана. Важно, что на этом пути органы государственной власти всегда опирались на понимание и поддержку жителей республики.

В наши дни Татарстан – один из опорных регионов Российской Федерации. Учитывая, что треть временного горизонта Стратегии-2030 позади, впору задуматься о следующем этапе развития и приоритетах, которые мы ставим перед собой. Каким будет Татарстан, перешагнувший 100-летний рубеж, – зависит только от нас с вами. Сохраняя традиции, уважая прошлое, мы вместе создаем будущее, новый век исторического пути Татарстана.


Интервью






Версия для печати



Публикации в прессе

06 ноября 2020
Мухаметшин: потенциал Конституции РТ очень высок, он отвечает на многие вызовы
Источник: Cайт ИА «Татар-информ» 6 ноября 2020 года

Фотоархив

Клуб - 21
Клубная элита (слева направо: Э. Губайдуллин, Р. Минниханов, Ф. Мухаметшин, И. Метшин)
Посмотреть весь архив
Об использовании информации персонального сайта Председателя Государственного Совета Республики Татарстан

Персональный сайт Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2020 гг.

Администратор сайта